Почему опасно сделать логотип бесплатно?

Бизнесмены, которые ответственно подходят к работе, стремятся заказать логотип компании у профессиональных дизайн-студий. Другие же пытаются сделать логотип бесплатно. Разберемся, почему опасно использовать эмблемы, созданные в бесплатных редакторах.

Бесплатные логотипы в 2022 году

Создать логотип онлайн предлагают многие сервисы. Их главное преимущество — это бесплатно. Сэкономленные деньги можно потратить на изготовление вывески, печать визиток или заказать листовки.

Теперь представьте ситуацию: бизнесмен создает логотип онлайн бесплатно. В дизайне использует геометрические фигуры, линии определенной толщины и изображение. Следующий шаг — проверка дизайна на уникальность. Но увы, ни один бесплатный онлайн редактор не подсказывает, насколько новый логотип похож на другие.

Поэтому многие люди пропускают данный этап и размещают лого на сайте и в соцсетях. В 2022 году использовать бесплатные креативы для компаний особенно опасно. И вот почему.

На 2020-2021 год зафиксирован аномальный рост контента в связи с уходом многих сфер бизнеса в онлайн за время пандемии. При колоссальном количестве файлов многие товарные знаки повторяются. Их создатели часто не задумываются, что кто-то придумал похожие креативы до них.

Проблема авторского контента остро обозначилась не только в России, но и по всему миру. Это повлекло судебные тяжбы, разбирательства и как следствие — ущерб для бизнеса и финансовый, и репутационный.

Повторы и плагиаты

В связи с вышеописанными обстоятельствами важно разделять понятия: повтор и плагиат.

Повтор логотипа — изображение, которое менее, чем на 50%, совпадает с существующим знаком. Такое часто встречается: Puma и Jaguar, CNN и SEGA, Promt и Google Drive, Land Rover и Ford, Gucci и Chanel.

Плагиат логотипа — изображение, которое содержит более 50% содержания существующего знака.

Ниже приведем несколько примеров плагиата.

Продавец посуды против Студии Артемия Лебедева

На дизайн-студию пришла жалоба в 2020 году от хозяина магазина домашней утвари Half & Half.

Логотипы Half-Half и Street hero

Яблоком раздора послужил фирменный знак приложения Street Hero, который создали дизайнеры Лебедева. Дело в том, что креатив создавался в формате экспресс-дизайн. Суть такого предложения Студии в том, что  для малого бизнеса предлагается супер льготная стоимость, 100 000 руб., за создание лого. Главное условие: заказчик не может предлагать изменения в готовый дизайн или оспорить его.

Автор логотипа Half & Half — арт-директор института «Стрелка» Анна Кулачек. О том, как развиваются судебные заседания, в открытых источниках не пишут.

Артемия Лебедева уже не первый раз ловят на недобросовестной работе. В свое время, символ города Ярославль сопоставили с производителем бытовых принадлежностей из США.
Логотип Ярославля и бытовых товаров

Часовой салон против «Сбер»

Торговая компания AllTime, которой принадлежит сеть одноименная сеть часовых салонов, направила иск на компанию СБЕР после ребрендинга последней.

Логотип СБЕР и AllTime

В 2018 году торговый знак AllTime был запатентован. Юристы ритейлера обратились в суд с жалобой на плагиат со стороны банка в октябре 2020 года. Суд не рассмотрел иск и отправил назад, сославшись на процессуальные нарушения. Весной 2021 компания AllTime направила жалобу снова. Убытки, по словам истца, составили миллиард рублей.

Библиотека Конгресса Соединенных штатов против библиотеки из Англии

В 2021 году Американская библиотека из Англии заказала фирменный знак у дизайн-бюро The Click. Логотип напоминает разворот книги с элементами флага США.

Этот знак сопоставляют с бывшим лого библиотеки Конгресса США. В символике содержится идентичная идея, если верить разработчикам из студии Chermayeff & Geismar & Haviv.

Логотипы библиотек

Судебные иски не последовали. Дело в том, что фирменный стиль Библиотеки обновили в 2018 году, отказавшись от прежнего дизайна.

Размеры штрафов в России

Вернемся к ситуации, бизнесмен сделал логотип бесплатно и разместил его на сайте, не проверив на плагиат. Бизнес уже приносит прибыль и кажется, что пользоваться услугами дизайн-студий нет необходимости. Но внезапно находится предприниматель, который несколько лет назад запатентовал похожий товарный знак. И он в ярости.

Размещать на своих страницах в Интернете чужой товарный знак разрешено, если правообладатель дал на это согласие. Второй вариант: если рассказываете о фирменном стиле, не преследуете идею получения выгоды. Если не соблюдать эти условия, правообладатель имеет право взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей.

Логотип — это 2 объекта интеллектуальной собственности: произведение и товарный знак. На юридическом языке: двойная правовая природа.

Произведение — плод креативной деятельности. Если дизайнер, фотограф или художник создали изображение, оно охраняется законом. Результат любой: масляный холст, скульптура или фирменный стиль для пиццерии. Это объекты авторских прав. У каждого есть правообладатель.

Товарный знак — обозначение, зарегистрированное в Роспатенте. Зачастую включает в себя имя компании и иллюстрацию. Предприниматели патентуют лого, чтобы защитить бизнес на конкурентном рынке. Без согласия правообладателя никто не имеет права использовать идентичные или схожие более, чем на 50% логотипы.

Таким образом, используя непроверенный символ на страницах Интернета, есть риск нарушить закон.

Последствия для недобросовестных предпринимателей внушительные: штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Такие же суммы придется заплатить, если использовать чужой запатентованный логотип.

ст. 1301, 1515 ГК РФ

Комбо, если найдется бизнесмен, нарушивший оба права. Штрафы достигнут 10 миллионов рублей.

Где заказать уникальный логотип

Выбирайте услуги дизайн-студий, которые показывают результаты своей работы, имеют положительные отзывы, а главное — дают гарантии, что ваш логотип будет уникальным. В отличие от логотипа, который сделан бесплатно.

Уважающие себя исполнители проверяют уникальность логотипа до его отправки на согласование клиенту. У профессиональных дизайнеров есть инструменты, чтобы выявить схожие товарные знаки, используемые даже на другом континенте.

Более того, дизайнер с опытом работы порой может определить на глаз, что логотип не уникален. Этому способствует насмотренность и отслеживание новостей на рекламном рынке.

Берегите свой бизнес, выбирайте надежных партнеров.

Меню