Мой двухлетний опыт работы дизайнером-иллюстратором показал, как сейчас людям порой не хватает того, что можно потрогать руками. Так я пришла в дизайн открытки. У меня возник пэт-проект — личный проект для души и удовольствия. А оказалось, что открытка — это доступное искусство, к которому может прикоснуться каждый. И способ продвижения себя, как профессионала. Надеюсь, моя история будет полезна начинающим дизайнерам.
Авторский дизайн открытки и коллаборации
Одним из моих интересов, помимо графического дизайна, является живопись и графика. Мне интересно делать городские зарисовки и участвовать в пленэрах. Так, в 2022 году, я попала на организованную барнаульской галереей «Код» серию городских пленэров, где в финале выставили наши работы.
Помимо нескольких живописных работ, я оформила личную серию акварельных скетчей. На открытии выставки в сентябре 2022 года зарисовки привлекли внимание представителя Туристского центра Алтайского края — Александру Томашевич. Она оценила мои работы, подарила бокс с алтайскими сувенирами и предложила сотрудничество.
Требовалось создать серию иллюстраций в стиле акварельного скетча с достопримечательностями Алтайского края. Получилась коллекция из 8 открыток с пейзажами Белокурихи и архитектурой Барнаула и Бийска.
В дальнейшем с Туристским центром мы сделали карточки на фестиваль «Цветение Маральника», «60-летие приземления Валентины Терешковой» в селе Баево. Иллюстрации с зимними пейзажами Алтайского края, которые вручались гостям форума «Россия» в Москве.
В марте 2023 года меня пригласили поучаствовать в маркете в рамках фестиваля «Издано на Алтае», который проходил ежегодно в Краевой научной библиотеке им.Шишкова. Я подготовила к этой ярмарке дизайн открытки в нескольких вариантах. Помимо серии с Алтайтурцентром, были мои личные работы, детские персонажные иллюстрации. Дополнила изображения милым текстом, оформив его в шрифтовые композиции.
Также тогда впервые сделала дизайн своей визитки в формате красочной открытки.
Чему научила ярмарка
Очень вдохновил опыт участия в маркете. Помимо соцсетей и выставок, это был первый раз, когда я сама презентовала творчество большому количеству зрителей. Что было важно — представила метафорические картины, отражающие интерес к саморазвитию, юнгианской психологии и эзотерике. Преодолевала внутреннего самозванца, который всегда подтачивал и мешал заявлять о себе. Также, на 80% распродав тираж открыток с достопримечательностями Алтайского края я поняла, что они получились очень цепляющими. Благодаря авторской полиграфии я познакомилась с молодежным издательством, а библиотека стала регулярно приглашать участвовать в событиях.
В марте 2024 года я, уже в составе творческого объединения молодых художников АРТкрыточная, была на фестивале «Издано на Алтае». Специально для мероприятия сделала открытку с иллюстрацией к стихотворению известного местного поэта.
На весну 2024 года часть открыток для Алтайского Туристского Центра продолжаю печатать и распространять самостоятельно. Регулярно партию открыток заказывает туристический отдел «Шишка», один из отделов которого находится в Барнаульском аэропорту.
Дизайн открытки — это про творческие союзы
Про АРТкрыточную. В марте 2023 года на фестивале «Издано на Алтае» участвовала со своими открытками моя подруга, художница Наталья Дрилева. Мы были знакомы по работе в школе рисования. Наталья вела живопись и рисунок, а я — скетчинг и рисование акрилом. Уже с первого маркета оказалось, что нам комфортно участвовать в событиях вместе. На нашем столе были представлены только печатные карточки и немного постеров и стикеров. Осенью, после того как я побывала на образовательном заезде «Таврида» в Крыму, захотелось собрать творческое объединение. Создавать совместно с другими художниками проекты, базируясь на дизайне открытки. Так появился коллектив — АРТкрыточная.
На весну 2024 года в нем 4 активных иллюстратора. Мы создаем печатную продукцию со своими работами. А также еще 3 молодых художника, которые участвовали в нашем проекте «Барнаул и котики». Вместе мы сделали серию открыток с достопримечательностями Барнаула в окружении котов.
Зачем мы объединились?
Я хотела помочь художницам монетизировать творчество.
На первую партию открыток я пригласила в качестве спонсора печати зоогостиницу «Маленький принц», для которой прежде делала логотип.
Серия получилась отличной, коллекция разлетелась на первом же маркете.
50% от каждой проданной открытки получил сам художник, 25% ушло на печать и 25% осталось на счету творческого объединения. Сейчас эти открытки я продолжаю изготавливать также и для отделов «Шишка». Делаю отчисления участницам АРТкрыточной.
И как креативный союз мы участвуем в разных событиях, обсуждаем новые проекты, поддерживаем друг друга.
Дизайн открытки помог заявить о себе
Открытка за год стала для меня средством продвижения и способом заявить о себе на широкую аудиторию. Весь 2023 год заказы поступали на создание иллюстраций для такого формата. Несколько откликов приходило после крупного фестиваля «Цветение Маральника», для которого я тоже выполнила дизайн открытки.
Эти карточки я до сих пор встречаю на фотографиях у людей в соцсетях.
После фестиваля мне написал смм-специалист купольного кемпинга на Алтае и я сделала для них 2 акварельные иллюстрации с пейзажами палаточного лагеря.
Также, 4 открытки из серии с достопримечательностями Барнаула и Алтайского края и карточки серии «Барнаул и котики» я печатаю партиями для туристических отделов «Шишка».
В начале нашего сотрудничества я пришла в отдел с пачкой своих открыток с разными иллюстрациями. Мы познакомились с управляющей ТЦ, где находится «Шишка». Мне предложили сделать маскотов для детского отдела ТЦ, потому что среди моих представленных работ были иллюстрации с детскими персонажами.
Увы, работа не дошла до финального воплощения.
В процессе руководители отказались от рисованных маскотов, оставили строгий стиль и фотографическое оформление.
Но работу оплатили. У меня появился новый кейс в портфолио. Впоследствии он привлек нового заказчика.
С отделом «Шишка» мы делали отдельный проект, где я выступала в качестве иллюстратора: серию из 2 коробочек монпансье с красочными цифровыми картинами достопримечательностей города.
Оказалось, полезно иметь физическое портфолио, которое можно показать потенциальному заказчику. Теперь я иногда ношу открытки в красивом конверте с собой и показываю людям. А также дарю тем, с кем хотела бы посотрудничать.
Иногда я участвую в нетворкингах и мастер-майндах в Барнауле, и открытки помогают наглядно демонстрировать навыки.
Из интересных проектов, пришедших через открытки, было создание иллюстраций для генеалога. Генеалог — специалист по исследованию и составлению родословной. Мы сделали 2 открытки. Первая — благодарность за обращение. Вторая — приурочена к Рождеству и рассказывает историю о связи поколений и семейных традициях.
Впоследствии, этот заказчик стал обращаться ко мне уже как к дизайнеру.
Визитки-открытки
У меня также есть свои визитки. По моим наблюдениям, они не так востребованы и откликов по ним достаточно мало. Но я использую бизнес-карточки как маленький презент покупателям открыток и как тоже своего рода вирусный маркетинг. Одну сторону занимает яркая иллюстрация, а на другой располагается краткая информация обо мне. И я стала встречать свои визитки у знакомых в качестве закладки в блокнотах. Однажды видела ее под прозрачным чехлом телефона у девушки. Получается ненавязчивая реклама моих услуг.
Иногда мне пишут клиенты, купившие мои открытки в аэропорту. Иногда — покупают уже готовую иллюстрацию с открыток для печати к своему продукту.
Так, я делала макет со своей акварельной пейзажной иллюстрацией для чайных бомбочек. Продала уже созданную иллюстрацию для печати на партии товаров, но дополнила шрифтовой композицией.
Дизайн открытки — личная терапия
Когда я погрузилась в туристическую продукцию города, оказалось, что не так много интересных товаров можно было приобрести в качестве презента из Барнаула. В основном все сувениры рассказывают про Алтай, горы и бирюзовую реку Катунь. И одной из причин рисовать местные достопримечательности было желание показать красоту города.
Также, рисование барнаульских знаковых мест — это терапия.
Я родилась в Бийске, это небольшой городок в 160 км от Барнаула. В Барнауле никогда не планировала жить на постоянной основе. Но обстоятельства сложились так, что я живу здесь уже 7 лет. И через зарисовки начала принимать город и перестала думать о переезде. Благодаря этой деятельности, которая развернулась в целый проект, меня узнают. Периодически приходят предложения дать интервью.
В феврале 2024 вышла статья в самой распространенной газете нашего города «Вечерний Барнаул».
Моя статья об открытках и творческом пути заняла страницу на обороте газеты. Это был интересный опыт. Я получила много откликов после ее публикации.
Но не все интервью были удачными. Однажды я отвечала на вопросы девушки-корреспондента для студенческого издания. Она сделала статью в художественном стиле, на свой вкус приукрасила факты и события. Впоследствии я не дала согласия на публикацию.
Через мемы к узнаваемости в городе
У меня случился забавный опыт коллаборации. Мне прислали залетевшее на миллион просмотров видео с котом, который в ответ на вопросы хозяйки мяукал. И кошачьи ответы были похоже на слово “Барнаул!”. На тот момент у меня имелась открытка с мемным котом, который тоже кричал “Барнаул!”, сидя на главной городской достопримечательности — Домом под шпилем.
Я написала создательнице видео, рассказала об открытке.
Мы сделали с ней коллаборацию — я перерисовала котика под сиамского, как в ее клипе.
После мне написала производитель имбирных пряников и купила иллюстрацию для печати на продукции. Это было очень веселое событие, о котором мы втроем рассказывали в сториз. Случилось много откликов, пришли новые подписчики, а у автора видео брали интервью местные СМИ.
Я люблю мемы и кайфую от тенденции использования юмора в контенте. Но самое большое удовольствие для меня, когда придумываются локальные шутки. Это вдохновляет и сближает.
Мой путь только начинается
На весну 2024 я также продолжаю создавать карточки, участвовать в маркетах города со своими коллегами из творческого объединения. Печатаю открытки для магазина. Балансирую, чтобы дело выполняло главную функцию — вдохновляло, сближало людей, приносило позитив и дарило тепло. Поэтому создание и распространение открыток остается моим пэт-проектом. Я не стремлюсь вырастить его до полноценного бизнеса. Хочется оставить поле для творчества, спонтанности и экспериментов. Через эксперименты я понимаю, в каком направлении тянет двигаться дальше.
Автор статьи Шмелева Юлия, графический дизайнер-иллюстратор
Портфолио и ссылки на соцсети собрали в Notion: здесь
Другие статьи на тему дизайна, которые могут быть интересны:
Как создать продающий дизайн упаковки?